О практической профконсультационной методике. Прогнозная модель оценки эффективности методики

Сущность любой методики — расширение возможностей сам( го психолога-практика. Если психолог обладает природным оба нием, высокими импровизационными возможностями, жизне* ным и профессиональным опытом и т.п., то ему могут и не пона добиться многие эффективно работающие методики. Однако есл такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, то удач но выбранная методика может «подстраховать» его, так как посте янно работать в активном, творческом режиме довольно сложне

Обычно при рассмотрении практической методики выделяк 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержат методики, и 2) психотехническую модель, где отражены проце; методики, условия ее использования, а в хорошо описанных мс тодиках также и возможные трудности проведения. В имитацио* ной и психотехнической моделях методика представлена как «вне! нее средство», описанное в различных книгах и методических пс собиях. Для того чтобы методика работала, необходим подгото! ленный для ее использования специалист, разбирающийся в см< делированных в методике проблемах (владеющий имитационно моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий пс»


хотехнйческой моделью). В этом смысле говорят о методике как о «внутреннем средстве» работы психолога.

Как Отмечает Е. А. Климов, методика — это совокупность внеш­них и внутренних средств профессиональной деятельности психо­лога. Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в про­блематике, но не умеет работать с конкретными процедурами (тех­нологиями). И тогда использование методики будет менее эффек­тивным.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоде­лированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в дан­ном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования конкретной процедуры методики. В каждом конкретном случае психолог как специалист берет на себя сам ответственность за то, как и с помощью каких методов он работает.

Перечисленные выше соображения позволили разработать мо­дель практической психолого-педагогической методики, представ­ленную на рисунке 4 (пояснения — в табл. 5).

Методика является профконсультационной (направленной на решение проблем профессионального самоопределения) в той степени, в которой она соотносится с общей содержательно-про­цессуальной моделью профессионального самоопределения, в частности со схемой построения личных профессиональных пер­спектив (ЛПП) и ее компонентами. В этом смысле можно выде­лить различные группы методик, используемых профконсультан-тами, которые в разной степени соответствуют выделенному выше

критерию:

- собственно профориентационные методики, которые соот­
носятся со всей схемой построения ЛПП или с основными ее

компонентами;

- частично профориентационные методики, которые позволя­
ют смоделировать лишь отдельные элементы схемы и лишь час­
тично решить проблемы профессионального и личностного само­
определения;

- сопутствующие, вспомогательные методики, которые не яв­
ляются профориентационными в строгом смысле (не соотносятся
напрямую ни с одним из основных компонентов схемы построе­
ния ЛПП), но могут быть использованы профконсультантом как
вспомогательные методики (например, для создания более благо­
приятной атмосферы работы с учащимися, для отдыха и размин­
ки, для установления доверительного контакта с консультируе­
мыми, для частичного решения непрофориентационных проблем,
которые в то же время могут быть препятствием на пути достиже­
ния собственно профориентационных целей, и т.п.);


- методики, совершенно не вписывающиеся в общую /лог профконсультационной помощи подростку, а часто уводящие й| психолога, и клиента в сторону от решения профориентацион-| ных проблем.


методики по выделенным в модели компонентам (по целям, по процедурам, по своему пониманию проблем методики, по своей готовности провести методику практически и т.д.). Все это можно обозначать на модели «плюсами», «минусами» или знаками вопро­са (можно все это оценивать и баллами — кому как удобнее). Пос­ле этого можно посмотреть, какая из методик набирает больше «плюсов» (или баллов). Фактически все эти действия и так проде­лывает любой психолог-практик, только при работе с моделью это получается намного проще и нагляднее.

При этом важно помнить, что компоненты могут взаимно до­полнять и компенсировать друг друга. Например, в случае, когда психолог пока еще не обладает достаточным опытом практиче­ской работы (плохо владеет психотехнической моделью) и если процедурная модель сама по себе великолепно отработана (легка и проста в использовании), такая модель как бы компенсирует недостатки самого психолога или в случае, когда процедурная модель методики несовершенна, но психолог достаточно опытен, чтобы компенсировать своим мастерством недостатки методики.



Рис. 4. Модель практической методики в профессиональном консулы»!

ровании: А — имитационная (содержательная часть); Б — психотехни-*

ческая (процедурная часть)

Таблица Содержательная часть модели практической методики

А — имитационная (содержательная) часть методики Б — психотехническая (процедурная) часть
1 — имитационная модель методики 2 — психотехническая модель методики
3 — владение психологом имитационной моделью 4 — готовность психолога использовать данную процедуру
5 — готовность клиента (оптанта) рассматривать смоделированные в методике проблемы 6 — готовность клиентов участвовать в данной процедуре
7 — допустимость рассмотрения в данной школе смоделированных проблем 8 — правомерность использования процедуры в данной школе (пони­мание коллег и администрации)

Для оценки эффективности методики данную модель моа использовать следующим образом. Например, пpoфкoнcyльтa^ должен решить для себя вопрос, какую методику лучше прове в данном классе. В этом случае он начинает оценивать качеств

ISO


3668459707785049.html
3668484496040453.html
    PR.RU™